Senator skin for Seditio

АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ЛП 14.11.2017

Безопасность / АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ЛП 14.11.2017
Место происшествия:  Индия, штат Химачал Прадеш, район Кангра, летное место Бир. Склон горы в 31 км от старта.
Точное место падения: Координаты точки N 32 гр 11. 133' E 076гр 27. 276' (WGS84). 
Юго-Восточный склон на отроге основного хребта. Крутизна склона в месте падения примерно 30– 45 градусов. Рельеф сложный, ступенчатый. Покрытие земляное, мелкие кусты, камни.

Дата и время происшествия: 14 ноября 2017 г, 09:01:27 (UTS) Время местное указанно точно, по прибору GPS . 

Последствия летного происшествия: Падение пилота на склон, получение травм приведших к смерти. 

Сведения о пилоте:
Фамилия, Имя, Отчество:  Засекин Сергей Валерьевич
Дата рождения:  17.02.1971 г.
Кквалификация:  Начало занятий парапланеризмом 2005 года. Свободный и моторный парапланы. СИВ 2010г., 2013г; Олудениз 2015, 2016, 2017; Непал 2013 г., 2017. В соревнованиях не участвовал.
Общий налет:  более 500 часов в том числе на моторном параплане
в том числе за последний год:  56 ч.
в том числе налет в Бире: 17 ч.
перерыв в полетах:  нет данных

Сведения об параплане: 
крыло:  Ozon Delta 2 ML (EN C) Serial No: D2ML-0-24D-029
подвесная система: Gin, Genie Lite 2 M. Serial No: 0116-KGL20073M.

приборы объективного контроля: 
1) Brauniger IQ ONE Б/Н - тип барометрический, память на 50 полетов. Был пристегнут к кокпиту. Исправен, включен. Данные последнего полета сохранились.
2) Garmin GPSmap 62s id 3830490644 - тип спутниковый. Был расположен на кокпите. Исправен, включен. Данные последнего полета сохранились. Стандарт записи hddd mm.mmm' , WGS84,. Метод записи Авто. Интервал записи 1-2 сек. После удара о землю прибор продолжал работать.
3) радиостанция Yaesu 7. Исправна, включена. Громкость максимальная. Расположена на левом плечевом обхвате.

Наличие системы спасения:  Запасной парашют UP Profile 22 Serial-N: 156826, до 120 кг. Исправен. Дата переукладки 03.11.2017 г

Группа руководства полетами, инструктор, порядок организации полетов: 
Полеты осуществлялись в группе. Полет проходил по маршруту Старт Бир, ППМ Дхармсала, посадка Бир. Примерная дистанция 84 км. Инструктор Орешкин Евгений. Состав группы: Засекин Сергей, Кийкова Марина — курсанты. Алыпов Денис — свободный пилот. Бедин Юрий — помощник инструктора.

Обстоятельства происшествия: 
- прогноз и фактическая погода, особенности метео-обстановки:
Ветер на старте юго-запад(210 гр.) 1-2 м/с. Ветер в районе летного происшествия (на склоне горы) юго-восток 0,5 -1 м/с. Инверсия на высоте 3100-3200 м над уровнем моря. Сильная термическая активность. Средняя скороподъемность за день 2-3 м/с. С забросами до 7-8м/с.
- пилот поднялся на старт вместе с группой. Стартовал с первого раза.
- время начала полета: 06:51:39 (UTS), 12:21:39 (время местное) , указанно точно, по прибору GPS , Точка 3 по треку. Высота старта 2416м. 

Описание полета: Полет проходил по стандартному для данного места маршруту. В западном направлении в сторону населенного пункта ППМ Дхармсала. От старта пилоты набрали высоту. Примерно в 06:58:09 (UTS), 12:28:09 (время местное), точка 167, над стартом, на высоте 2948 м., группа вышла на маршрут. До Дхармсалы долетели за 1 час 20 минут со времени старта. Полет проходил без сложностей и замечаний. Развернулись на отметки 40 км. На обратном пути не долетая 31км до штатной посадки пилот попал в опасный режим. Визуально это выглядело, как тугая спираль на целом исправном и полностью надутом параплане, без твиста, галстуков и подворотов. Аварийный режим наблюдали все участники группы. Момент входа в опасный режим очевидцы не видели. Со стороны опасный режим выглядел так: Крыло стояло на против пилота воздухозаборниками вниз, происходило сильное вращение в левую сторону с большой потерей высоты. Вращение происходило интенсивно, но не равномерно. С некоторым биением. Положение пилота естественное. Пилот продолжительное время летел к земле. Попыток вывести крыло из спирали заметно не было. На команды по радио пилот не реагировал. Столкновение с землей произошло на восточном склоне горы. Крыло упало на деревья росшие маленькой рощей. Пилот столкнулся с землей выше по склону. Упал на крутую поляну рядом с деревьями.

Далее к погибшему пилоту приземлился Алыпов Денис. Он сообщил, что пострадавший не дышит. Проверил и не смог нащупать пульс. Описал характер травм. Предпринял попытку выполнить реанимационные мероприятия. После нескольких безуспешных попыток были прекращены. Далее принято решение эвакуировать Алыпова Дениса и начать операцию по спуску тела погибшего пилота.

Объективный контроль: По треку GPS можно предположить, что пилот некоторое время летел по прямой плавно теряя высоту. В точке по треку N 3089 на высоте 3010 м пилот попал в сильный восходящий термический поток. За три секунды в забросе пилот набрал 25 м высоты. Точки по треку 3089-3092. Далее началось резкое снижение в левую сторону сперва с большим радиусом поворота, а потом спираль сузилась. Вертикальная скорость снижения колебалась вплоть до столкновения с землей. От момента выхода из потока до столкновения с землей пилот падал 41 секунду. Потерял 549 м высоты. Средняя скорость вертикального падения на этом отрезке равна минус 13,4м/с. Анализ точек на всем отрезке падения дает, колебание вертикальной скорости от минус 11 до минус 34 м/с. Вертикальная скорость в момент за секунду до столкновения с рельефом, определяется как 17м/с. Угловую скорость вращения параплана по треку определить не возможно.

Запись характеристик последнего полета барометрическим прибором, Brauniger IQ ONE, дает максимальное снижение -16 м/с.
К сожалению, по имеющимся данным объективного контроля не возможно абсолютно точно описать характер и последовательность режимов падения параплана. Не представляется возможным определить точную радиальную и вертикальную скорости в момент столкновения с землей. Однако по характеру травм полученных пилотом можно предположить, что столкновение с землей произошло в момент вращения крыла в левую сторону. Пилот принял удар спиной и левым боком, в контр-склон.

Описание места происшествие:
Пилот лежит боком на перегибе между крутой и пологой частью склона. Склон имеет сложный ступенчатый рельеф. Очевидно это старые чеки. Крутизна пологой части 10-15 градусов. Крутизна общая более 40 градусов. Ниже по склону и за поляной расположена роща из деревьев. На деревьях справа и чуть ниже пилота висит параплан. Выше поляны склон становится круче 30 градусов. Рядом с пилотом большие камни. Расположены на расстоянии 4-5 м. Пилот лежит на перегибе склона,головой верх по склону на левом боку и слегка запрокинут на спину. Подвесная система одета на пилота и повреждена. Грудной замок застегнут. Ноги пилота лежат в коконе. Кокон распахнут. Кокпит с приборами лежит под левой ногой пилота. Вещи выпали из багажного отделения подвески. Рюкзак и концертина лежат за головой пилота выше и левее по склону. Шлема на голове пилота нет. Шлем лежит выше по склону рядом с головой пилота, куполом вверх. Параплан висит на деревьях правее пилота. Нос параплана одним крылом глубоко вошел в крону деревьев. Второе крыло свисает с деревьев свободно вниз. Свободные концы свисают с дерева ложатся на большой камень скалу и свисают к пилоту. Стропы частично натянуты и закручены вдоль оси в левую сторону на 180-270 градусов. Руки пилота вытянуты по швам и слегка согнуты в локтях. Правая рука вдоль тела, левая слегка заведена за спину. На руках тряпичные перчатки. Ручек управления в ладонях нет. Клеванты висят на рядах близко к ограничительным роликам.

Медицинское заключение о травме:  Данных нет.

Состояние летательного аппарата и летного оборудования после происшествия:
Параплан поврежден. Порваны четыре стропы. Две первого ряда, нижний ярус по центру с левой стороны. Две первого и второга ряда по центроплану нижний ярус . ( А1А2 справа, А1В1 слева ) Порыв очевидно произошел в момент попадания части параплана в камень скалу. Подвесная система от удара о землю пострадала. От удара лопнула ткань багажного отделения рядом с молнией. Содержимое багажного отделения выпало на землю. Молния фала запасного парашюта раскрыта.  Запасной парашют находится в кармане подвесной системы, камера парашюта зачекована, кольцо на месте.

Выводы комиссии о причине летного происшествия, рекомендации:
Причиной данного летного происшествия, являются многочисленные необъяснимые ошибки пилота допущенные при управлении парапланом.

При выполнении полета пилот попал в опасный режим полета. Параплан раскрутился в глубокой спирали. Причины попадания параплана в данный режим полета понятны и объяснимы. Вывести параплан из глубокой спирали было возможно. Это управляемый режим полета, который в половине случаев требуем от пилота активных действий по выводу крыла из спирали.
По не понятным причинам пилот не справился с управлением Вывести параплан из глубокой спирали не смог. Запасным парашютом пилот не воспользовался.

Можно предположить что пилот не справился с управлением по одной из ниже перечисленных причин:
1) пилот отвлекся внешними манипуляциями, например с настройкой приборов или регулировкой подвески. Выпустил из рук одну или обе ручки управления в момент первичного подворота крыла. По этой причине пилот не смог удержать параплан от сваливания в крен и раскручивания тугой спирали. Такая ситуация возможна особенно если учитывать, что параплан до земли вращался в левой спирали, а манипуляции с прибором или подвеской в большинстве случаев проводят правой свободной рукой. Данная версия возникла из за того, что аварийная ситуация возникла в прямолинейном полете на переходе. В момент обнаружения тела пилота в руках пострадавшего не было обеих строп управления. По свидетельствам очевидцев, пилот при пилотировании всегда продевал кисти рук в ручки управления параплана.

2) плохое самочувствие пилота которое не позволило человеку вовремя среагировать на подворот и вывести параплан в горизонтальный полет. Данная версия возникла из описания характера падения крыла. Крыло падало продолжительное время, пилот визуально не предпринимал ни каких попыток справится с авторотацией. Запасной парашют не выбросил. Перегрузки возникшие при резком раскручивание параплана в тугой спирали, усугубили состояние пилота.


Рекомендации: Изучать опасные режимы полета параплана. Управлять парапланом всегда. Знать как предотвратить подворот, как вести себя если подворот уже произошел, как управлять парапланом после подворота. Никогда в полете не выпускать стропы управления из рук. В случае потери контроля над управлением крылом в тугой спирали незамедлительно ввести в действие запасной парашют.

Акт составлен: 
Орешкин Е.
Члены Комиссии по безопасности: Грязнов Е., Митюкляев П., Каледин С.






(0)   Рейтинг:


Пока комментариев нет

Теги: Нет тегов