Senator skin for Seditio

АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ЛП 07.07.2018

Безопасность / АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ЛП 07.07.2018
Место происшествия: Дельтадром Ушконыр, старт «300 метров» стартовой площадки «31-километр».

Дата и время происшествия: 07 июля 2018, 14:26:11. (UTS) Время местное указанно точно, по прибору GPS.

Последствия летного происшествия:  Падение пилота на склон, получение травм приведших к смерти.

Сведения о пилоте: 
Фамилия, имя, отчество: Соколов Юрий Геннадьевич
дата рождения: 08.12.1963
квалификация: пилот выходного дня, в соревновании участвовал один раз в 2011 году на точность приземления.
общий налет: не более 150 часов
в том числе за последний год: 20 
на данном летательном аппарате: более 10
перерыв в полетах: нет
Сведения о параплане:  Skywalk Poison 3 2014 г.в.
Тип подвесной системы: KARPO FLY FANTOM Light Size S 1
Наличие системы спасения: производитель неизвестен

Группа руководства полетами, инструктор, порядок организации полетов: самостоятельные полеты.

Обстоятельства происшествия: 
После старта пилот летел в вертикальном положении, через 3 минуты после старта параплан вошел в неуправляемый режим, фактически в режим падения, затем пилот выпал из подвесной системы и с высоты 52 метра упал на склон. Параплан с подвесной системой в свободном планировании упал неподалеку. К моменту прихода первых свидетелей пилот был мертв. Полет со старта никто не наблюдал, на старте пилота никто не выпускал, свидетелей видевших полет целиком и с близкого расстояния нет.


прогноз и фактическая погода, особенности метеообстановки:
Ветер - нет данных
Термическая активность - нет данных

Анализ трека, данные с GPS навигатора
Старт 7 июля 2018 г. в 14:22:25, высота 1332 м. В течении 3-х минут до 14:25:44 полет штатный с небольшим снижением и незначительными подъемами, с стандартным увеличением скорости в зонах увеличения скорости снижения.
В 14:25:44 на высоте 1226 м параплан делает горку с скороподъемностью до 3-х метров в секунду и начинает вертикальное падение с ускорением. Падение продолжается 9 секунд, параплан теряет 34 метра, скорость падения достигает - 21 м/с. В конце этой части трека скорость падения замедляется. По имеющимся данным контрольного прибора невозможно определить режим и характер падения.
В 14:25:54 на высоте 1187 м параплан резко переходит в режим нормального снижения -2м/с. В 14:26:11 на высоте 1135 м параплан приземляется, потеряв 52 метра за 17 секунд (в среднем 3 м/с).




Место падения:
Склон ниже старта. Покрытие земляное, трава, кустарник. Координаты точки N 43.1558 E 76.6511



Показания свидетелей происшествия:
Свидетель 1.
"Я готовился к старту и услышал сильный хлопок и шуршание параплана. Пилот пытался раскрыть параплан и у него это не получилось, как я понял. Потом я видел только падение но с пилотом или без пилота падал параплан этого я не смог увидеть "


Свидетель 2. Матвиенко Сергей
"Даурен мне сказал «смотри падает», я обернулся и увидел над склоном в течение секунды смятый купол параплана, он скрылся за склоном "


Свидетель 3. Алик Гареев
"Я был на даче напротив Армандалы от туда 300-тку видно, когда я увидел Юру, подвеска была в вертикальном состоянии, он стоя летел. Я взял бинокль… он был в стоячем положении, вертикально летел, потом крыло скрылось за дом, я пока оббежал, начал смотреть , увидел что он падает, крыло в трубочку, никакой болтанки, кручения, он падал камнем вниз, скорость была очень большая. Тут крыло открывается, с подвески что-то отлетает, я подумал что он запаску кинул, но когда увидел что крыло начало просто болтаться как без нагрузки, как перышко колышется, я понял что это Юра вылетел.
Быстро собрался, поехал на 31-ый, поднялись, на месте стал смотреть подвеску: два карабина были отстегнуты вообще, я обратил внимание на них, может быть их вырвало от нагрузки, нет , они абсолютно целые, никаких царапин, вмятин, ничего нет. Система подвески такова что там всего два карабина они пристегиваются сразу к грудному поясу и идут в одной связке. Взлететь с растегнутыми карабинами невозможно в этой подвеске.
Одна клеванта была у него на руке. Он держался до последнего. Одна клеванта была пристегнута, но там магнитик мог сам пристегнуться.
На сколько я знаю, Юра крайним стартовал и он один был на старте. Я Старт не видел, я видел 10-15 секунд полета когда он вертикально в подвеске был и секунд через 15 само падение."


Свидетель 4. Владимир Игоревич.

"Случайно бросил взор в сторону горы и увидел что параплан перекошенный с вращением идет. И вдруг с подвесной системы вываливается пилот и летит в свободном падении, купол после этого тоже сворачивается. Вот это я видел. "


Мнение Эксперта:
Кульчев Игорь
Я летал на Эдванс Импресс - кокон с такой же системой ремней. Один раз забыл застегнуть ремни. Пристегнул кокпит к которому пришит кокон, чтобы не мешал на старт идти, он закрыл коконом ремни, и я про них забыл. У меня получилось взлететь - обратный старт когда поток на старте не требует больших усилий, ты ложишься на кокпит и сразу цепляешь кокон, встаешь в него и откидываешься. Занимает пару тройку секунд. Застёгивался в полёте.
На фото видно, что кокпит пристёгнут (см белый пластиковый крючок).




Медицинское заключение о травме: нет.

Состояние летательного аппарата и летного оборудования после происшествия:
Параплан: купол целый, видимых разрывов нет, правая клеванта оторвана.
Подвесная система: Ножные и грудной ремни не пристегнуты. Ремни и замки целые, исправные без дефектов, царапин и повреждений. Кокпит пристегнут. Порван воздухонаполняемый обтекатель на донышке кокона.
Парашютная система не применялась.


Выводы комиссии о причине летного происшествия:
Юрий Соколов стартовал с не пристегнутыми ножными ремнями подвески. Застегнутый кокпит удерживал подвеску на старте и закрыл возможность визуального контроля за ремнями. После отрыва пилот смог удержаться в подвеске в течении трех минут, держался он за счет упора ногами в дно подвески и летел в вертикальном положении. На третьей минуте параплан вошел в неустановленный опасный режим полета характеризуемый резкой потерей высоты, после быстрого разгона аппарат начал торможение, один из свидетелей слышал хлопок раскрывающегося купола, от перегрузки возникшей в результате торможения пилот выпал из подвески. Правая клеванта оставалась у него в руке и некоторое время система падала вслед за пилотом, потом клеванта оторвалась и дальше параплан продолжил полет без нагрузки.
Причиной летного происшествия стали: невнимательность пилота, отсутствие выпускающего на старте, конструктивная особенность подвесной системы дающая возможность стартовать без ножных обхватов.
Соколов Юрий нарушил п. 51 Наставления по производству полетов (НППД) «Непосредственная подготовка к полету».


Рекомендации:
1) Рекомендовать пилотам изучать особенности собственной подвески, пилот должен как можно раньше замечать, чувствовать признаки того что ремни не застегнуты, лучше до старта, или в первые секунды после старта. Отрабатывать на тренажере действия в такой ситуации.
2) Рекомендовать летным школам заучивать с начинающими пилотами предполетный чек-лист содержащий последовательность предполетной проверки оборудования и воздушной обстановки.
3) Рекомендовать всем пилотам обратить особое внимание на недопустимость пристёгивания кокпита до пристёгивания всех основных ремней системы, даже на некоторое время (например, для удобства выхода на старт, если пилот собирается и пристёгивается в стороне от непосредственного места старта).
4) Еще раз рекомендовать всем пилотам не выезжать на полеты в одиночку, иметь выпускающего на старте и спасательную команду на случай ЛП.


Члены Комиссии по безопасности:
Зыгина О. – Председатель Комиссии по безопасности ФАС,
Гридасов Д.,
Буйлов А.,
Кульчев И..

Президент ФАС
Крапивин М.

(0)   Рейтинг:


Пока комментариев нет

Теги: Нет тегов