Senator skin for Seditio

АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ЛП 16.10.2010

Безопасность / АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ЛП 16.10.2010
АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ЛЕТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ


1. Место происшествия: Дельтадром Ушконыр, старт "27-километр". Склон ниже старта. Крутизна в месте происшествия 20-25 градусов. Покрытие земляное, травянистое.

2. Дата и время происшествия: 16.10.2010, около 16-00 часов.

3. Последствия летного происшествия: столкновение двух пилотов приведшее к травме одного из пилотов (Компрессионный перелом 2,3 поясничных позвонков, перелом бедра).

4. Сведения о пилоте:

фамилия, имя, отчество: Буйлов Антон Павлович
дата рождения: 05.08.1981А
квалификация: 1 разряд
общий налет: около 120.
в том числе за последний год: около 70
на данном летательном аппарате: около 40
перерыв в полетах: нет
Сведения о параплане: SC Mystic TR
Наличие системы спасения: ЗП carpofly

фамилия, имя, отчество: Зорин Александр
дата рождения:
квалификация:
общий налет:
в том числе за последний год:
на данном летательном аппарате:
перерыв в полетах:
Сведения о параплане:
Наличие системы спасения:

5. Группа руководства полетами, инструктор, порядок организации полетов: РП Шепетюк Владимир.

6. Обстоятельства происшествия:

цель на летный день: Полеты в ДВП на дельтадроме "27км"
время открытия и закрытия стартового окна:
время начала полетов около 13 часов.
время старта пилота около 16 часов.
прогноз и фактическая погода, особенности метеообстановки: Ветер северный – северо-восточный, порывистый 3-5 м/с, с продолжительными усилениями (до 5,5 м/с) и затишьями. Термическая активность слабая.

7. Анализ трека, данные с GPS навигатора: GPS во время полета был выключен, трека нет.



Место падения (на рис. обозначено как point1) находится на 30 метров ниже старта и на 70 метров севернее верхней точки стартовой площадки. По показаниям свидетелей, купола во время столкновения были видны со старта. Можно рассчитать, что столкновение произошло на высоте менее 30-ти метров над склоном. Купол А. Буйлова после падения лежал в направлении с северо-востока на юго-запад, т.е. после столкновения успел совершить разворот на 135 градусов.



Оба пилота – Александр Зорин и Антон Буйлов летели с востока на запад вдоль склона, на высоте 5-10 м ниже старта, впереди А. Буйлов , А. Зорин сзади, практически на той же высоте и чуть дальше от склона. С восточной стороны, в конце зоны парения А. Буйлов делает резкий правый разворот на 180 градусов и сталкивается с летящим навстречу А. Зориным. Зорин перед столкновением выполнил отворот от склона, но успел развернуться на угол менее 90 градусов. Оба купола получают асимметричные сложения. Купол А. Зорина сложился на 20% с левой стороны, его параплан быстро восстановил форму и продолжил полет от склона уходя из зоны ДВП в сторону долины. Купол А. Буйлов при ударе сложился правой консолью примерно на 40%. При столкновении параплан А. Буйлова потерял скорость, резко клюнул в разгоном клевке, и в правом развороте столкнулся с землей.


Показания участников происшествия:

Буйлов Антон
"Стартовал 3-й раз. Время около 16-00 часов. В воздухе на тот момент был А. Зорин и дядя Миша Фидзель. Я стартовал, пристроился в карусель в динамике. На одном из разворотов (с запада на восток) я выполняя разворот, услышал по рации РП, что рядом купол осторожнее, в этот момент я закончил разворот и увидел перед собой и чуть справа разворачивающийся купол. Он до конца развернуться не успел, и был лицом от склона. Далее я оказался прямо перед его центропланом, задел его правым ухом достаточно сильно. Купол сложился асиметрично что-то вроде 40%, сильно клюнул вперед (я видел его в горизонте) и вбок. Вроде как было вращение вправо, но я затрудняюсь сказать. На этом качке я и упал. Запаску не кидал. Мысль была в самом начале, но с такой высотой смысла от нее не было бы.
Поздно заметил приближающийся купол. Заметил бы - отвернул в долину."

А. Буйлов не помнит сколько галсов успел сделать за полет, на одном из галсов он разошелся с М. Физдель. Пред идущих рАасхождений в воздухе с А. Зориным он не помнит.
А. Буйлов помнит, что в момент столкновения стропы купола А. Зорина были у него справа и выше, и закрывали пространство для выбрасывания парашюта.

Зорин Александр
По причине отъезда Александра его показания не занесены в Акт, комиссия оставляет за собой и за А.Зориным право внести свои показания и в случае необходимости еще раз обсудить выводы комиссии.

Показания свидетелей:

Шепетюк Владимир (РП)
"Пилоты сделали по одному – два полета, в момент столкновения в воздухе были М. Нургалиев, М. Физдель, А. Зорин и А. Буйлов. Выше старта в этот день летала только Оксана Воронцова, остальные пилоты выше старта не поднимались. Нургалиев Мереке уже просел и отошел от склона, я перестал за ним наблюдать. За А. Буйловым я следил пристально потому что он не запросил разрешения на старт. Перед столкновением А. Буйлов летел вдоль склона на высоте немного ниже старта в западном направлении, за ним летел А. Зорин. Он летел чуть ниже и дальше от склона. Не скажу точно кто первый начал поворот. И поворачивал ли А. Зорин я не видел. А. Буйлов начал разворот в своей манере- очень резко заложил вираж (правый разворот от склона), вираж проходил с потерей высоты, купола столкнулись правыми консолями, практически купол в купол. Купол А. Зорина получил сложение 20%, купол А.Буйлова 30-35%. Купол А.Зорина практически сразу раскрылся, Зорин отлетел от горы, сделал правый разворот и полетел вдоль склона, над стартом крикнул, что нужна помощь. А. Буйлов вошел в правый поворот и скрылся за горой. Мы услышали удар об землю."

Парышев Денис
Во время старта фотографировал, А. Буилов пробежал мимо него и стартовал. Денис отвернулся от старта и пошел к КАМАЗу, когда подошел к стоявшим там пилотам услышал крик и оглянулся, видел только смятые купола уходящие за гору.

Ким Мария
Стояла восточнее старта у КАМАЗа, в сторону происшествия развернулась на крик, в этот момент купола скрылись за горой.

Чуб Татьяна
"Я стояла на старте, в момент столкновения занималась экипировкой и голову подняла на крик. Купола увидела над уровнем горы, пилоты были уже ниже склона. Мятые купола быстро скрылись за горой."

Нургалиев Мереке
Купола видел над собой, т.к. был в полете, голову поднял на крик, т.е. после столкновения. Точно помнит, что Зорин продолжил полет и поэтому перестал за ним смотреть, наблюдал падение А. Буйлова. Потом отвернул в долину и продолжил полет.

Физдель Михаил
"Я был в воздухе на высоте 10-15 м над склоном, делал галс с запада на восток напротив старта разошелся на встречных курсах с А. Буйловым, затем с А. Зориным. Зорин летел за Буйловым на расстоянии 30-40 м, он был выше (примерно пилот на уровне купола) и дальше от склона на 20 метров. Я полетел дальше и услышал в рацию крик РП, когда развернулся купол уже лежал на земле, народ бежал к пилоту. Пролетел к месту падения. Пилот лежал на правом боку, в позе эмбриона, лицом вниз."

8. Медицинское заключение о травме: Закрытый многооскольчатый перелом средней и нижней трети правой бедренной кости со смещением. Закрытый не осложненный компрессионный перелом тела L2-3 позвонков 2 ст. Ссадины лица. Травматический шок 2 ст. НЦД по кардиальному типу.

9. Состояние летательного аппарата и летного оборудования после происшествия: Купол повреждений не имеет, подвеска небольшие разрывы по швам.

10. Выводы комиссии о причине летного происшествия, рекомендации:

Александр Зорин нарушил п.87 Наставления по производству полетов (НППД)
«Интервалы и дистанции при групповых полетах между дельтапланами должны соблюдаться в пределах 50X50 м, а спортсменам первого разряда - 20X20 м.»
А. Зорин, как пилот летящий сзади должен был контролировать дистанцию и прогнозировать действия впереди летящего пилота, а проще говоря, предполагать что А. Булов рано или поздно начнет разворот. Т.к. согласно заданию на летный день, данному на предполетной подготовке, пилоты выполняли полеты в ДВП (динамическом восходящем потоке), то пилоты должны были выполнять правила расхождения принятые для этого вида полетов.
Антон Буйлов нарушил рекомендации данные в Курсе учебно-летной подготовки (КУЛП ) упражнение №12 – полет в ДВП.
«Приступать к развороту или изменению высоты полета следует только убедившись, что этот маневр не создаст помех другим спортсменам, находящимся в воздухе. При непреднамеренном сближении незамедлительно отвернуть в просматриваемую свободную зону.»
Комиссия поддерживает мнение Руководителя Полетами в оценке летного снаряжения Антона Буйлова и считает, что очки со светонепроницаемыми боковыми поверхностями могли создать дополнительную помеху пилоту и помешать оценить безопасность маневра.

Комиссия приняла решение:
1) Временно приостановить действия лицензии ФАС у Зорина Александра и Буйлова Антона. Обязать пройти повторную аттестацию. На экзамене уделить особое внимание «Правилам расхождения».
2) Антона Буйлова, как члена комиссии по безопасности, обязать составить информационный щит по «Правилам расхождения» и разместить этот щит на дельтадроме.
3) В очередной раз рекомендовать членам ФАС не использовать для полетов очки и другое вспомогательное оборудование ограничивающие периферическое зрение.

Акт составлен: 10.12.2010
Президент ФАС
Орешкин Е.
Члены Комиссии по безопасности:
Зыгина О. – Председатель Комиссии по безопасности ФАС,
Шайкенов А.,
Кульчев И.

(0)   Рейтинг:


Пока комментариев нет

Теги: Нет тегов