Senator skin for Seditio

АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ЛП 19.04.2009

Безопасность / АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ЛП 19.04.2009
АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ЛЕТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ


1. Место происшествия.
территория дельтадрома "Ушконыр", 5 км восточнее КТД старта горы Ушконыр. Координаты -
43 08' 06,7" N
76 32' 04,8" E

2. Дата и время происшествия.
19 апреля 2009г., 15:13

3. Последствия летного происшествия.
Падение пилота на склон и получение им компрессионного перелома.

4. Сведения о пилоте:
фамилия, имя, отчество: Салихов Ильдар Ахбарович
дата рождения: 16.11.1951 г.
квалификация: второй спортивный разряд (FAI – 1)
общий налет: более 200 ч.
в том числе за последний год: 50 ч. (прошлый летный сезон)
на данном летательном аппарате: 5 ч.
перерыв в полетах: 3 месяца (с декабря 2008 г. по февраль 2009 г.)

5. Сведения о дельтаплане/ параплане:
U-Turne Apex XP (DHV 2-3)

6. Налет на данном СЛА на день происшествия:
5 ч.

7. Наличие системы спасения:
Запасной парашют Sky Country SC-41. Был применен.

8. Группа руководства полетами, инструктор, порядок организации полетов:
Полеты согласно заявке на полеты ФАС, руководитель полетами – Гридасов Дмитрий.

9. Обстоятельства происшествия:
- Полетное задание. Полет по маршруту. Конечная цель А10 "31км".

- время открытия и закрытия стартового окна, открытие 14:00.

- время начала полетов 14:00.

- время старта пилота 14:45.

- прогноз и фактическая погода, особенности метеообстановки
ветер 4-5 м/с, северо-западный, термическая активность умеренная.

- анализ трека, данные с GPS навигатора
модель Garmin GPS 76- № ZZZGPSBabel, интервал записи - 1 сек.




Непосредственно перед сложением с 12:15:09 до 12:15:59 пилот выполнял спираль с набором высоты с 1749 м до 1772 м. Скорость в спирали варьировалась от 26 до 44 км/ч.

точка 475, 15:12:59, 1772 м – резкое изменение траектории движения на 90 гр. вправо на север (вдоль склона), скорость резко падает до 20 км/ч (с 32 км/ч).
Можно предположить, что именно в это время произошло сложение правой консоли параплана. Пилот компенсируя крен, активно затормозил параплан. Скорость системы упала. Данное предположение подтверждается свидетелями летного происшествия.

Далее в течение 3 сек крыло летит стабильно прямолинейно быстро теряя скорость. Предположительно реакция параплана на компенсацию крена.

точка 476, 15:13:00, 1767 м – скорость 22 км/ч, снижение 5 м/с
точка 477, 15:13:03, 1749 м – снижение 6 м/с, скорость - 18 км/ч.

В течение след. 5 сек идет развитие вращения ЛА в крутой спирали. В этот момент пилот отпускает крыло давая ему разогнаться.

точка 478, 15:13:04, 1749 м – система смещается вправо (в сторону склона)
точка 479, 15:13:06, 1730 м – потеря высоты, снижение - 9,5 м/с, пилот резко смещается от склона (на запад), горизонтальная скорость 7 км/ч
точка 480, 15:13:07, 1722 м – продолжается сильное снижение – 8 м/с, пилот двигается вдоль склона на юг, горизонтальная скорость 7 км/ч
точка 481, 15:13:08, 1708 м – потеря высоты, снижение - 14 м/с, горизонтальная скорость 11 км/ч, пилот двигается в сторону склона.
точка 482, 15:13:09, 1705 м – скорость - 14 км/ч, пилот двигается вдоль склона на северо-восток.
Прослеживается явная тенденция к увеличению вертикальной скорости снижения и горизонтальной скорости полета. Пилот летает по кругу. Можно предположить затягивание в тугую спираль. Система вошла в авторотацию.

точка 483, 15:13:10, 1700 м – скорость падает до 6 км/ч, пилот двигается к склону в западном направлении.
точка 484, 15:13:11, 1696 м – скорость падает до 0
Вероятно в этот момент происходит выход и раскрытие запасного парашюта.

точка 485, 15:13:12, 1683 м – горизонтальная скорость 4 км/ч, наблюдается резкая потеря высоты, снижение - 13 м/с.

Далее можно предположить, что идет раскачка системы параплан - парашют, на что указывает сильное колебание скорости снижения и постоянное изменение горизонтальной скорости.
точка 486, 15:13:13, 1673 м – снижение -10 м/с, горизонтальная скорость 10 км/ч
точка 487, 15:13:16, 1656 м – снижение - 6 м/с, горизонтальная скорость 14 км/ч, движение в склон
точка 488, 15:13:17, 1653 м – снижение - 6 м/с, скорость 22 км/ч, направление движения изменилось на северное вдоль склона
точка 489, 15:13:18, 1645 м – снижение - 6 м/с, скорость 19 км/ч, направление прежнее
точка 490, 15:13:19, 1631 м – направление изменилось на западное (от склона), снижение - 14 м/с, горизонтальная скорость 12 км/ч
точка 491, 15:13:22, 1637 м – скорость 0
Точка с нулевой скоростью, это момент приземления системы на склон.

Тот факт, что высота посадки пилота выше на 6 м, чем предыдущая точка в полете, несмотря на то, что пилот двигался в направлении от склона, может указывать, что в крайний момент (3 сек) перед посадкой пилота качнуло с до воротом на склон, либо это ошибка прибора.

10. Медицинское заключение о травме:
компрессионный перелом 2й степени -го грудного позвонка.

11. Состояние летательного аппарата и летного оборудования после происшествия:
параплан и запасной парашют повреждений не имеют.

12. Выводы комиссии о причине летного происшествия, рекомендации.
Фактически пилот действовал правильно и адекватно. Возможно для данного строгого, спортивного крыла, пилот реагировал не достаточно быстро и точно. Но совершенно правильно. Вовремя ввел в действие запасной парашют. Это позволило избежать более тяжелых последствий ЛП.
Однако комиссия считает, что в ЛП виноват сам пилот. Причина ЛП - неверная оценка собственной готовности к полетам на данном классе крыла, маленький налет на данном крыле.

Отказа техники не было. Погода не подвела. Сложения для мягкого параплана явление естественное и предсказуемое. Крыло в данном случае отработало правильно. Реакция крыла соответствовала классу безопасности заявленному производителем. Любой пилот должен быть готов к такому развитию ситуации. Тот факт, что данный подворот в конечном итоге привел к падению пилота говорит о том, что пилот не справился с управлением.

Рекомендации.
Комиссия рекомендует пилотам быть внимательными и осторожными при переходе на более спортивные аппараты. Особенно внимательными и строгими к себе при выполнении первых полетов на новом для себя параплане. А так же рекомендует воздерживаться от полетов в сложных условиях, сразу после длительного перерыва в стаже межу полетами.


-----
Приложение 1
Описание ЛП, случившегося 19 апреля 2009 г.
Записано Кульчевым И.М. со слов Салихова И.А. 14 мая 2009 г.


“Случилось над восточным от ушканырской дороги гребнем, который перед первым родником, над третьим северным отрогом. Пришел я туда, довольно низко и начал летать в динамическом потоке возле склона. Потом увидел одного орла, который восьмерками, немного в отдалении от склона, набирал. Я к нему подошел и также стал восьмерками набирать. Набрал метров 70 высоты. И в одной из восьмерок увидел, как его трепыхнуло довольно прилично. Я уже понимал, что меня тоже должно будет трепыхнуть, и в правом повороте, т.е. нагруженная правая консоль была немножко весом, поджатые клеванты (я их обе сразу поджал, когда увидел как этого (орла) сильно кинуло ), нагруженную правую консоль резко сложило процентов на 70. При этом купол не просто лег на стропы, а правая консоль ушла куда-то влево, и он чуть ли не пополам сложился. Я естественно сразу прокачнул, он сразу взбодрился, но правая консоль запуталась в стропах и получился галстук процентов на 40. Мне так показалось. Купол даже завис на какое-то мгновение, и я подумал, что на половине крыла отлечу подальше от склона, я понимал, что нахожусь рядом со склоном, но, сразу последовал резкий клевок левой консолью вперед, и сразу начало закручивать, сразу же появилась центробежная сила. Даже, по-моему, оборота я не сделал - понял что бесполезно, тем более что землю видно – вот она. Запаска. Даже ни каких сомнений не возникало. Резко – запаска. Единственное, что плохо – не смог отбросить ее от себя. В общем, не так резко. Вращение было, я ее только вытащил, она сама уже ушла в сторону. Видел как она разлистывалась. Даже мысль возникла, что хорошо сам переукладывал перед этим за две недели. Я стропы без резинок укладывал и они из разлистаных выходили. И показалось, что как-то неправильно идет фал. Сейчас трудно вспомнить, что там было, то ли меня твистануло. В общем когда натянуло, парашют открылся с резким хлопком, фал натянуло и меня кувыркнуло вперед. Т.е. видимо меня все-таки твистануло разок во время вращения. И в этом кувырке головой вперед я задницей стукнулся об склон, т.е. чуть-чуть позже и я бы головой вперед пришел. В общем скорость погасла, но была еще приличной. Если бы кости были помоложе, то скорей всего ни чего бы не было. Удар был не очень сильный. Еще мусбег сработал и чуть-чуть не хватило. По позвоночнику хорошо ощущается как проходит удар. Я сразу понял, что – компресс. У меня уже был. О том, что после раскрытия парашюта я долго не летел говорит то, что конверт лежал рядом на расстоянии вытянутой руки. Прибежал Банзай, его еще можно расспросить. Он видел сверху, может не все.”

(0)   Рейтинг:


Пока комментариев нет

Теги: Нет тегов